Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тхоревская основная общеобразовательная школа
Каменского муниципального района
Воронежской области
Сказки воронежского края
Выполнил: Емцев Руслан, ученик 9 класса
Руководитель: Свистунова Л.И.
Тхоревка,2012
Оглавление
Введение.
1.Сказка как фольклорный жанр.
2. Анна Куприяновна Барышникова-рассказчица и сочинительница сказок.
3. Королькова Анна Николаевна- русская сказочница.
4.Александр Николаевич Афанасьев - издатель первого фундаментального
собрания подлинных русских народных сказок.
Заключение.
Использованная литература.

Введение

"Жили-были старик со старухой…", "Жили-были кум с кумой - волк с лисой…", "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…"
Русские сказки… Кто в детстве не заслушивался ими? Кто не ждал с нетерпением того сумрачного часа, когда, освободившись от дневных забот и хлопот, бабушка или мама не произнесут это желанное "Жили-были…"
В долгие зимние вечера рассказывала сказки А.С.Пушкину его няня Арина Родионовна.
С благодарностью вспоминал ключницу Пелагею, "которая была великая мастерица сказывать сказки", известный русский писатель С.Т. Аксаков - автор сказки "Аленький цветочек".
На всю жизнь запомнил бабушкины сказки Алексей Максимович Горький. Он был покорен умением бабушки рассказывать их. " Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонившись к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет…" - вспоминал писатель.
Реальными создателями сказок были, конечно же, их исполнители - многие и многие безымянные сказители. Талантливый сказитель - это и знаток сказок, и соавтор, и настоящий актер одновременно.
Много было сказительниц и на нашей воронежской земле .Поэтому я заинтересовалась ими и решила познакомиться с творчеством земляков. При написании реферата ставила перед собой следующие цели: обобщить полученные знания о сказке как фольклорном жанре на примере творчества воронежских сказочников А.К.Барышниковой , А.Н.Корольковой и А.Н. Афанасьева и рассказать своим одноклассникам о замечательных земляках. Задача моей работы- изучить творческий путь А.К.Барышниковой , А.Н.Корольковой и А.Н. Афанасьева.

Анна Куприяновна Барышникова-рассказчица и сочинительница сказок
Анна Куприяновна Барышникова (прозвище Куприяниха)родилась
24 августа 1868года, в деревне Чуриково(Верейка) расположенной близ села Большая Верейка, Землянского уезда (ныне Рамонского района) Воронежской губернии. Её дед по отцовской линии — крепостной Левон Алексей Колотков. Отец Анны Куприяновны, Куприян Левонович, вышел на «волю» без земли и до преклонных лет ходил в пастухах. Дочка – Анна Куприяновна - стала отцу верной помощницей, и уже с восьми лет исправно пасла коров и овец. И дед, и отец мастерски рассказывали озорные и волшебные сказки. От них Анна Колоткова (по мужу Барышникова) унаследовала искусство творить и рассказывать сказки.. Более ста двадцати сказок составляют сегодня репертуар Барышниковой. Среди ни – и волшебные сказки о былом времени, и сатирические – попах и священнослужителях, и сказки о животных, а также многие другие. Как рассказывают родные бабки Куприянихи, ей самой особенно нравились свои волшебные сказки, как самые живые и интересные. Как и в остальных волшебных сказках, в произведениях Барышниковой были и рифмовка, и зачин, и образный диалог, и иные приемы Из ее опытов создания патриотического репертуара выделяется сказка «Как немецкий генерал к партизанам в плен попал» (1949). Репертуар сказок перешел к ней от деда, большей частью был усвоен по рассказам отца, услышан в различных местах, куда маленькая Аня приходила батрачить вместе с отцом. Она жадно вслушивалась в них и быстро усваивала, гораздо позже многие видоизменила, творчески переработала, пополнила новыми.
Жизнь Анны Куприяновны была безрадостной и трудной. Она рано вышла замуж за бедного сельского парня и скоро ов¬довела, оставшись с четырьмя детьми. Ей приходилось не толь¬ко непосильно работать, но и нищенствовать. Суровая жизнь не дала Куприянихе возможности развить яркий самобытный талант русской сказочницы. Она осталась даже неграмотной, так как девочек - крестьянок в то время не учили.На фоне этой тяжелой беспросветной жизни еще ярче выс¬тупают ее способности сказительницы, ее постоянный интерес к устному народному творчеству, который проходит через всю ее жизнь, как нечто от нее неотделимое.
В ее избушку, пока росли ее дети, забирались соседские ре¬бятишки "послушать сказки". Деревенская молодежь часто при¬ходила и засиживалась до зари. Жители других деревень обращались к ней с просьбой рассказать свои сказки.Начиная с 1925 года, её сказки «бабки Куриянихи» неоднократно записывали фольклористы, они появились в печати. Особенно интересны сказки «Как барин собакою брехал», «Как барин тешился», «Как дьякона медом угощали». В годы Великой Отечественной войны она сложила сатирическую сказку «Как немецкий генерал к партизанам в лес попал». Есть сказ о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и сказ «Москва красная — столица прекрасная». Известная воронежская сказительница прожила ровно 86 лет и похоронена в Большой Верейке Рамонского района. Небольшая деревушка Чуриково под Большой Верейкой относилась в пору ее рождения к Землянскому уезду, поэтому ее считают своей и семилукцы. Левона Алексеевича Колотнева, ее деда, с семьей местный помещик выиграл в карты и привез на жительство в Чуриково. Отец писательницы Куприян Левонович был пастухом. Но, несмотря на тяжелую долю, оба, дед и отец, были балагурами-весельчаками, знали много сказок, и, может быть, передалось Нюре это умение самой сочинять различные фантастические истории. Анна Колотнева (по мужу Барышникова) в детстве потеряла отца. Рано умер и муж. Работала по найму, чтобы прокормить пятерых детей. С 1925 года, когда на Анну Куприяновну обратили внимание местные и заезжие собиратели фольклора, начали публиковать ее истории и сказки в печати. Признав талант «бабушки Куприянихи» как рассказчицы-сочинительницы, ее принимают в Союз писателей и награждают орденом Трудового Красного Знамени. С той поры книги Куприянихи выходили не один раз. Сказки Барышниковой нашей замечательной сказительнцы, знает весь мир.
Первую литературную характеристику ("Художественный фольклор". №1 за 1926 год) дала Куприянихе ленинградская фольклористка Н. П. Гринькова, которая в 1925 году вместе с этнографической экспедицией посетила Землянский район и записала 56 ее сказок, три из которых были напечатаны в сборнике "Русская сказка" в 1932 году.
В марте 1936 года Анна Куприяновна совершила поездку в Москву. Выступала в Институте философии и литературы, в Государственном литературном музее, в Союзе писателей, в Доме самодеятельного искусства, в Художественном и Малом театрах. Ее выступления прошли с большим успехом и были записаны трестом граммофонной записи.
Анна Куприяновна Барышникова была принята в Союз со¬ветских писателей и награждена орденом Трудового Красного Знамени. Большую роль сыграла в пропаганде русской сказки в нашем Воронежском крае. Выступала в школах, литератур¬ных объединениях, Союзе воронежских писателей, в Воронеж¬ском государственном педагогическом институте.


КОРОЛЬКОВА Анна Николаевна – русская сказочница

КОРОЛЬКОВА Анна Николаевна родилась 15февраля 1892года, деревне Старая Тойда, ныне Анненского р-на Воронежской области — русская сказочница. Родилась в крестьянской семье. С восьми лет пошла в услужение. Крестьянствовала, занималась поденщиной. В Воронеже руководила хором (до 1955) на заводе. В конце 30-х гг. В. А. Тонков записал от Корольковой 32 сказки, часть которых вошла в книги «Сказки А. Н. Корольковой» (1941) и в сборник «Песни и сказки Воронежской области» (1940). В 1956 от Корольковой записаны 72 сказки (Э. В. Померанцевой, Н. И. Савушкиной и В. Д. Шершавицкой, которые не были опубликованы.). Репертуар Корольковой разнообразен: с одинаковым мастерством она рассказывает богатырские сказки, волшебные, бытовые, авантюрные, сказки о животных, анекдоты. Лучшие из них: «Незнайка», «Ковер-самолет», «Сивка-бурка», «Финист — Ясный Сокол», «Мальчик с пальчик», «Сума, дай ума», «Ворожей». В репертуаре Корольковой есть редкие сказки: «Бова-Королевич», «Царь Соломон», «Баба хуже чорта» и уникальная сказка «Князя Петра верная жена», восходящая к древнерусской повести о Петре и Февронии. Анна Николаевна соблюдает при рассказе традиционно сказочную обрядность (зачины, концовки, общие места), композицию. Сказки насыщены бытовыми деталями, юмором, мастерски отделаны по форме. Кроме сказок, Королькова знала много песен, загадок, пословиц и частушек. Она была членом Коммунистической. партии с 1944года. Членом Союза Писателей СССР.
Участвовала в создании ВГРНХ. С 1937 сочиняла сказки. В 1941 в Воронеже вышел первый сборник сказок Корольковой. Позднее книги Корольковой многократно издавались в Воронеже и Москве. В подготовке произведений Корольковой к печати принимали участие В.А. Тонков, А.И. Шубин, М.М. Сергеенко, Г.Г. Воловик. Научное издание сказок Корольковой осуществлено московской фольклористкой Э.В. Померанцевой (М., 1969).
В переводе на японский язык произведения Корольковой вышли в Японии (г. Киото, 1976). Художественное издание сказок Корольковой «Золотое колечко из кукушкиных слез» (В., 2001) снабжено вступлением старшего внука Корольковой – В. Голикова. Сказки Корольковой отличаются исключительным разнообразием.
В Государственном архиве Воронежской области имеется личный фонд Корольковой (Р-523). На доме, где жила Королькова (Ленинский пр., 12), установлена мемориальная доска.

Александр Николаевич Афанасьев - издатель первого фундаментального собрания подлинных русских народных сказок.
Александр Николаевич Афанасьев родился 11 (23)июля 1826 года в г.Богучаре Воронежской губернии в семье стряпчего (мелкого судейского чиновника). Года через три после его рождения семья переехала в город Бобров той же губернии. Здесь Афанасьев жил до 11 лет и получил начальное образование. Два местных попа — отцы Иваны — выучили его бегло читать по-русски и по-латыни и познакомили несколько с арифметикой и Священной историей. В 1837 отец отвез Афанасьева в Воронежскую губернскую гимназию, где мальчик и учился следующие 7 лет.
В 1844 по завершении гимназического курса Афанасьев едет в Москву и поступает на юридический факультет университета, выдержав вступительные экзамены «с грехом пополам» (по его собственной оценке). Среди преподавателей, лекции которых посещал Афанасьев, были знаменитые историки К. Д. Кавелин ,С. М. Соловьев и Т. Н. Грановский). Годы, проведенные в гимназии, а затем в университете, Афанасьев живо описал позднее в своих воспоминаниях.
Окончив университет в 1848, Афанасьев недолго преподает русскую историю и словесность в частном пансионе, а через год поступает на службу в Главный архив Министерства иностранных дел. 13 лет, которые Афанасьев проработал в архиве, были наиболее плодотворными для него в творческом отношении. Он много писал и печатался, выступал и как исследователь, и как публикатор, и как журналист. В 1858—1859 издавал журнал «Библиографические записки», в котором впервые увидели свет многие материалы, связанные с жизнью и творчеством Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина) и др. С 1855 Афанасьев занимал должность старшего делопроизводителя Комиссии печатания государственных грамот и договоров.
Однако благополучная карьера Афанасьева неожиданно оборвалась в 1862. Как установил Н. Я. Эйдельман), Афанасьев и ряд близких к нему сотрудников «Библиографических записок» были тайными корреспондентами А. И. Герцена. Те материалы, которые не могли быть опубликованы в России или публиковались здесь в обезображенном цензурой виде, переправлялись за границу и позднее появлялись в «Полярной звезде» и других неподцензурных изданиях. В результате Афанасьев был уволен со службы по обвинению «в сношениях с лондонскими пропагандистами».
Несколько лет после этого Афанасьев не мог найти постоянной работы. Только в 1865 он поступает на службу помощником секретаря в Городскую думу, а в 1867 переходит на должность секретаря съезда мировых судей 2-го округа Москвы.
Афанасьев был автором многочисленных трудов, посвященных русской истории, этнографии и фольклору. Свою первую статью «Государственное хозяйство при Петре Великом» он опубликовал в «Современнике» еще в студенческие годы (1847).С 1850 Афанасьев начинает публиковать статьи, посвященные фольклору и народным верованиям: «Языческие предания об острове-Буяне», «Колдовство на Руси в старину», «Ведун и ведьма», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными повериями», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи», «О значении Рода и Рожаниц», «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» и др.
Благодаря архивным разысканьям Афанасьева увидели свет многие документы и литературные произведения 18 — первой половины 19 вв. В 1855 он переиздал в «Отечественных записках», а в 1859 — отдельной книгой русские сатирические журналы 1769—1774 гг.
Афанасьев был членом ряда ученых обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850), Русского географического общества (с 1852), Московского археологического общества (с 1864), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864).
В историю русской культуры Афанасьев вошел прежде всего как издатель первого фундаментального собрания подлинных русских народных сказок (почти 600 текстов). Более трети от общего количества сказок были предоставлены Афанасьеву из архива Русского географического общества, еще около 200 сказок передал ему В. И. Даль .Афанасьев пользовался также материалами других собирателей фольклора и немногочисленными собственными записями. Первоначально собрание сказок было напечатано в 8 выпусках (1855—1863), причем тексты помещались в сборниках без систематизации, по мере их поступления. Однако в издании 1863 (в 4-х выпусках) Афанасьев уже расположил сказки в определенном порядке и вынес комментарии к ним в специальный 4-й выпуск. Позднее на основе своего собрания Афанасьев составил также сборник «Русские детские сказки» (1870).
К «Народным русским сказкам» примыкают еще два сборника, подготовленных Афанасьевым: «Народные русские легенды» (1859) и «Русские заветные сказки» (сборник был опубликован анонимно в Женеве в 1867, а рукопись Афанасьева в полном виде увидела свет только в 1997). Издания сказок и легенд сопровождались предисловиями и обстоятельными комментариями Афанасьева, в которых приводились сравнительные материалы к публикуемым текстам и давалась их мифологическая интерпретация. Сборники Афанасьева многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях, а также переводились на иностранные языки. 1870 году Афанасьев выбрал и издал «Русские детские сказки». Цензоры, критики и педагоги были настроены, по своему обыкновению, сурово, так что Афанасьев мог только надеяться, как он писал в одном из писем (впрочем, не без иронии), что «найдутся дети, которым отцы и матери не побоятся давать читать сказки». В 1871 году в возрасте сорока пяти лет Афанасьев умер. К сожалению, нельзя сказать, что его книги — так, как они составлены им самим: «Народные русские сказки», «Народные русские легенды», «Поэтические воззрения славян на природу» — переиздаются много и часто. То же замечание относится и к «Русским детским сказкам». Конечно, сказки Афанасьева включаются в разнообразные сборники и выходят отдельными иллюстрированными книжечками. «Лиса и журавль», «Колобок», «Терем мышки», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Морозко» — эти и многие другие сказки, несмотря на опасения великого фольклориста, давно стали самой подлинной основой чтения для детей, читающих на русском языке.
Уже в статье «Языческие предания об острове-Буяне» (1851) Афанасьев предложил собственное оригинальное понимание славянской мифологии. Эту статью можно рассматривать как зерно, из которого впоследствии вырос основной научный труд Афанасьева, его трехтомное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869). В этой книге Афанасьев с почти исчерпывающей полнотой изложил в систематизированном виде все то, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре восточных славян к середине 1860-х гг. Написанная живо и талантливо, книга сочетает в себе ученый труд по славянской мифологии и художественное сочинение о первобытном человеке, который жил одной жизнью с природой и видел воочию небесные и грозовые мифы.
В 1860 Афанасьев предпринял путешествие за границу, посетил Германию, Великобританию, Францию, Швейцарию, Италию. В 1872 в Женеве без указания имени составителя вышел его сборник Русские заветные сказки. Вероятно, во время заграничного путешествия Афанасьев познакомился с русскими политическими эмигрантами. В 1862, по возвращении в Россию, он был привлечен к следствию по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами». Это привело к его увольнению со службы и запрету на службу в государственных учреждениях.
Глубина научных прозрений А.Н.Афанасьева, справедливо отмечаемая современными исследователями индоевропейской мифологии, сочетается в его трудах с известной односторонностью сопоставлений и прямолинейностью выводов. Космологический (и в особенности, метеорологический) интерпретационный код доминирует в трудах основателей мифологической школы в ущерб экономическому, политическому, семейно-родовому, биографическому и иным социальным и культурным кодам. Последний прижизненный труд А.Н.Афанасьева – две части сборника «Русские детские сказки» (Москва, 1870).
Научные труды А.Н.Афанасьева, равно как и его издания фольклорной прозы оказали существенное влияние не только на последующие исследования славянского фольклора и мифологии, но и на широкий круг авторов русской классической литературы. Из ярких и емких афанасьевских суждений черпали идеи и образы для своих произведений М. И. Мельников-Печерский, А. Н. Островский, А. М. Ремизов, А. Блок, В. Хлебников, С. Есенин и многие другие.
Афанасьев был членом ряда ученых обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850 г.), Русского географического общества (с 1852 г.), Московского археологического общества (с 1864 г.), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864 г.).
В последние годы жизни Афанасьев болел туберкулезом и испытывал тяжелые материальные затруднения. В 1865 получил место мелкого чиновника в Московской городской думе, а в 1867 стал секретарем съезда мировых судей. Печатал статьи в журналах «Библиотека для чтения», «Филологические записки», «Книжный вестник». В 1870 издал сборник Русские детские сказки, составленный на основе полного корпуса Народных русских сказок, соответствующим образом обработанного для детей.
23 сентября (5 октября) 1871 года А. Н. Афанасьев умер от чахотки в возрасте 45 лет. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище в общей ограде с могилами актера Михаила Семеновича Щепкина и историка Тимофея Николаевича Грановского.
Заключение
Свою заслугу в русской литературе АфанасьевА.Н., Королькова А.Н, Барышникова А.К.видели в издании «Народных русских сказок». Действительно, их собрания по широте и богатству остаются непревзойдённым до сего дня. Самые разнообразные сказки создали они: волшебные, бытовые, сатирические, про животных и птиц. Но все они воспевают трудолюбие, верную любовь, смекалку, любовь к природе и родине. И обязательно учат добру.



Литература.

1.Барашков В. А как у вас говорят? М., 1986
2.Барышникова А. Сказки бабушки Куприянихи. Воронеж, Ц.-Ч. кн. издательство, 1987.
3.Волшебное кольцо: Нар. рус. сказки / Из собр. А.Н.Афанасьева; Ил. А.Куркина. — М.: Радуга, 1999
4.Елецких В. От великого до смешного. Воронеж, 1998.
5.Королькова А. Ковер-самолет. Воронеж, Ц.-Ч. Кн. издательство, 2003.6.Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1939
6.Марья Моревна / [Обраб. А.Н.Афанасьева]; Худож. И.Билибин. — М.: Гознак, 1992
7.Порудоминский В.И. «А рассказать тебе сказку?..»: Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н.Афанасьева. — М.: Дет. лит., 1970.
8.Русские сказки / Худож. Т.Маврина. — М.: Гослитиздат, 1963. Василиса Прекрасная: Рус. нар. сказка / Обраб. А.Н.Афанасьева; Худож. И.Билибин. — М.: Гознак, 1982.
9.Сказки Куприянихи // Художественный фольклор. 1926, [кн.] 1;
Сайты
1.Афанасьев А./index/rule
2.Курияниха manage.ru. Management/index/shtml
3.Публикации job.ru http://www. job.ru/ public/them 4. html


Познакомься с народом

Hosted by uCoz