БИНАРНЫЕ УРОКИ
Свистунов А.Б.
sli0@yandex.ru
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тхорёвская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области

Активные формы обучения позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, помогают сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и бинарные уроки, которые я регулярно провожу.
Бинарные уроки – одна из форм реализации междисциплинарных связей, которые позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Сущность бинарных уроков заключается в том, что создается многогранная связь между отдельными дисциплинами школьного учебного процесса. Обращаясь к бинарности, как целостному восприятию учебного материала я увидел ряд преимуществ:
1. Окружающий мир познается учащимися в многообразии и единстве, так предметы школьного цикла не дают представления о целостном явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Например, при проведении урока «История обыкновенных дробей» мы совместно с учителем математики знакомим пятиклассников с обыкновенными дробями и культурными достижениями народов Древних цивилизаций, используя фронтальную, групповую и коллективную форму работы. А также мультимедийную технику и презентации.
2. Форма проведения бинарного урока увлекательна и нестандартна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы. При изучении темы «Разрушение личности в тоталитарном государстве» я провожу бинарный урок-исследования истории и литературы. В условиях многопартийности, экономической нестабильности особенно остро встает вопрос о формировании мировоззрения подрастающего поколения. Первоосновы гражданского самосознания закладываются сейчас. Исследуя исторические параллели, мы пытаемся извлечь уроки из прошлого, чтобы, моделируя будущее, не повторить ошибок.
3. Бинарные уроки дают возможность самореализовываться в творческом процессе учителю, способствуют раскрытию талантов учеников. В 5 классе при изучении «Театр Греции» я провожу бинарный урок вместе с учителем литературы, где учащиеся знакомятся с театральной терминологией, особенностями театра Древней Греции, учатся инсценировать драматические произведения. Такие уроки позволяют учащимся не только учиться зрительно-образному представлению, самостоятельности и независимости суждений, умению сотрудничать в творческой деятельности, но и создавать свой неповторимый полихудожественный образ, т.е. находиться на бинарных уроках в творческом поиске. Ребята учатся через создание яркого, полного художественного образа быть и слушателями, и зрителями, и создателями.
Идея бинарных уроков очень увлекательна. Она открывает перед нами новые возможности, а главное заставляет нас выступать в роли экспериментатора. В 8 классе при изучении темы "Историческое значение опыта войны 1812 года в военной и современной истории" провожу бинарный урок вместе с учителем ОБЖ. Тема посвящается 200-летию войны 1812 года и юбилею Сталинградской битвы. На уроке использую фрагменты фильмов "Война и мир" и "Сталинградская битва". Цель урока: выявить причины войны как одной из глобальных проблем, показать опыт войны 1812 года в Современной России. Воспитательная цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за героизм русского народа в годы испытаний, показать значение толерантности в сохранении мира на земле.
При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования. Изложение нового материала не отменяется, оно имеет другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала.
Бинарное обучение становится источником мощного воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в структуре личности
При проведении бинарных уроков я убедился в их эффективности и целесообразности в учебном процессе, так как данная форма проведения учебного занятия дает возможность усилить междисциплинарные связи, расширить сферу получаемой информации и, что особенно важно, повысить мотивацию обучения.
Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.
Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.
В-третьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.
В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.
Одной из проблем бинарности в школе являются различия в концептуальном подходе к построению учебных программ, характера обучения, изложением тематических бинарных блоков и их согласование с линейными курсами в параллели.
При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.

Краеведческое образование через виртуальный школьный музей.
Свистунов А.Б.
sli0@yandex.ru
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тхорёвская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Федеральный государственный образовательный стандарт по истории в основной школе одной из важных целей ставит воспитание патриотизма, уважение к традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим традициям. Помочь в реализации этих целей может историческое краеведение, которое предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностей и общих закономерностей, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.
На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего, в летописях. В них рассказывалось о расселении славянских племен, давалось описание быта и обычаев славян: «..живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех» и т.п.[3, С. 79].
Историческому краеведению в XVII веке придается государственное значение. 13 февраля 1718 года Петр I публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо и необыкновенно – тако ж бы приносили, за что будет огромная дача»[2, С. 192].
Также историческое краеведение получило широкое развитие в нашей стране после Великой Отечественной войны. «Разумное отношение к коллективной памяти стало наиболее устойчивой нашей культурной традицией»[1, С. 19].
В настоящее время возросла роль школьных музеев. В них проводятся уроки истории, экскурсии, конференции, посвященные памятным датам.
В 1991 году в интернет среде появились «виртуальные музеи» по своей сути являющиеся интернет-сайтами. Споры о значении и пользе этих сайтов не смолкают и по сей день.
Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
С 2010года в нашей школе стал создаваться виртуальный краеведческий музей «Истории продолжаться страницей…». Большое содействие в его создании оказывают сотрудники Каменского краеведческого музея, центральной районной библиотеки, редакции газеты «Светлый путь». Используются интернет – ресурсы.
Наш музей посвящен истории нашей школы, творцам и хранителям её, труженикам всех отраслей, землякам - ветеранам Великой Отечественной Войны. Большой вклад в создание музея внесли школьные летописцы. Важность их дела трудно переоценить. Они бережно хранят память о жизни школы, о делах многих поколений школьных выпускников. Музей расчитан на долгую жизнь, ведь каждый новый учебный год продолжает историю школы.
Музей является виртуальным, т.е. существует в электронном виде на электронных носителях. Это совокупность ученических работ, созданных в программах Microsoft Word и Power Point. Для их успешного осуществления был создан актив музея, который пополняет фонды музея путем организации исследований, налаживание переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике; создает работы, выполненные в программах Microsoft Word и Power Point; проводит виртуальные экскурсии для учащихся, родителей, педагогов; оказывает содействие учителям в использовании работ музея в учебном и вне учебном процессе..
Уже сейчас собранный материал позволяет создать тематические виртуальные выставки: история Тхоревской школы ; история села с 1864 по настоящее время; герои живут рядом (ветераны войны, участники войн в Афганистане и Чечне);трудовые достижения наших бабушек и дедушек; почетные граждане села Тхоревка; ветераны педагогического труда; от колхоза «Красное знамя» до КФХ и ООО «Феникс».Созданы фонд детского творчества (сохранение в цифровом формате детских творческих работ разной направленности), цифровая летопись школы, веб-страница по истории села Тхоревка.
Виртуальный краеведческий музей – это большой проект, над которым работают учащиеся и педагоги школы. Это совокупность работ, созданных с использованием информационных технологий. Поэтому данный проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса. Конечно же, он не ставит целью заменить реально существующий.
Возможности виртуального музея играют свою бесценную роль в патриотическом воспитании молодежи. В рамках работы музея проходит ежегодно в феврале-марте месячник военно-патриотического воспитания. В системе мероприятий встреча с ветеранами войны и труда, проведение викторины среди учащихся на лучшего знатока истории Каменской земли, виртуальные экскурсии по селу, чьи улицы названы именами героев. Ежегодно проводим мероприятие, посвященное Дню Великой Победы «Поклонимся великим тем годам!». Конкурс сочинений-эссе на тему «Героические страницы истории Отечества и жизни людей», научно-исследовательских работ по тематике родного села и района, участвуем в научно-практических конференциях «Я познаю мир», создаем учебные презентации, проводим виртуальные экскурсии (классные часы) по краеведению. Учащиеся 8-9 классов сами создают проекты виртуальных экскурсий разной тематической направленности, представляя свои работы на конкурс технического творчества, который ежегодно проводится в день музея. Такая работа развивает творческие способности учащихся, поисковую и научно-исследовательскую деятельность. Благодаря музейной работе дети приобщаются к историческому наследию родного края, развивают интерес к истории, формируют навыки общественной работы и публичных выступлений.
В дальнейшем продолжим работу по проведению обучающих занятий «Первые шаги в исследовании»; создадим сетевое сообщество виртуальных музеев учреждений образования Каменского района; подготовим методические рекомендации по созданию виртуальных коллекций для руководителей музеев, по использованию материалов виртуальных коллекций в учебной и внеучебной деятельности.
Данная работа позволяет ближе познакомиться с яркими историческими событиями, личностями, обогатить свои знания, глубже усвоить краеведческий материал, осознать свой долг в созидательной деятельности на благо процветания будущего России.
Литература.
1.Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.
2.Историческое краеведение./ Под ред. Г.Н. Манюшина. – М., 1975.
3.Историческое краеведение./ Под ред. Н.П. Милонова.- М., 1975.




ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА
Свистунов А. Б.

sli0@yandex.ru
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тхорёвская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области


Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.
При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
- для изучения нового материала, предъявления новой информации;
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
- для обобщения, систематизации знаний?
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.
Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как пра


Познакомься с народом

Hosted by uCoz