Свешникова Л.В.
МКОУ «Тхорёвская ООШ», Каменский район

Современные технологии обучения младших школьников

Педагогическая технология обучения - это, с одной стороны, совокупность методов и средств обработки, пред¬ставления, изменения и предъявления учебной информации, с дру¬гой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическая технология взаи¬мосвязана с педагогическим мастерством. Педагогическое мастер¬ство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответст¬вии с программой и поставленными образовательными задачами. Совершенное владение педагогической технологией и есть педаго¬гическое мастерство.
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания уроков. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Придя в 1 класс, я приступила к обучению, используя традиционный подход. Поэтому передо мной стояла задача – не только научить, но и изучить: уровень знаний учащихся по предметам; уровень мотивации учащихся класса; психологическую комфортность в классном коллективе; медицинские карты учащихся, выявить знания о здоровье; изучить семьи.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих уроков чтения и письма, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику. Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение –дыхательную гимнастику.
Технологию проблемного обучения использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. Проблемные технологии позволяют мне ставить учащихся в позицию исследователя, первооткрывателя. Здесь у меня есть возможность моделировать этапы мышления в решении проблем: выдвижение и постановка проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение новых представлений о широком круге явлений, обобщения.
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках чтения, во внеурочной и внеклассной деятельности:
 Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – литературное чтение «Творчество С. Есенина», «Басни И.А.Крылова». Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю выполнить задания - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
 Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Энциклопедия».
 Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания на ПК. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи компьютера знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
 Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Данные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки: умение работать в группе, высказывать своё личное мнение, выслушивать мнение товарищей, создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи.
Применяю игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребёнка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?
Диалоговые технологии развития творческих способностей учащихся.
В начальных классах учитель лишён того уровня диалога, который позволяет часто вывести ситуацию на глубокий уровень. Но на уроке я использую преимущественно фрагменты диалогических ситуаций. Моя роль при этом состоит в том, чтобы ставить вопросы, направляющие мышление детей. Для создания диалоговых ситуаций на этапе формирования понятий использую побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности. Итак, интересные формы работы позволяют сделать учебно-воспитательный процесс разнообразным, интересным для меня, учеников и родителей, а для этого мне предстоит большая работа по самообразованию, направленная на изучение методических рекомендаций по формированию навыков сотрудничества младших школьников в урочной и внеурочной деятельности и применению этих рекомендаций в своём классе.
Использование современных технологий при обучении позволяют повысить эффективность моей педагогической деятельности. В связи с этим достижением считаю следующие результаты: высокий уровень достижения учащихся предметного содержания; сформированность общеучебных способностей; успешное продолжение обучения во второй ступени; формирование деловых отношений между учащимися в учебной деятельности; воспитание инициативы и ответственности; возможность заинтересовать родителей образовательным процессом; участие родителей в жизни класса.

Список литературы:
1. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. - М.: Просвещение, 2003.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.:Педагогика, 1999.
3. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. - М.:Интор, 1996.
4. Жиренко О.Е. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.


Познакомься с народом

Hosted by uCoz